"Забытый Пятигорск"*

* - под "Забытым Пятигорском" здесь имеются в виду "старые или современные неухоженные здания, заброшенные здания, долгострой"
_________________________________________________________________________________________________________

Назначение данного проекта - привлечение внимания к зданиям Пятигорска, нуждающимся в ремонте,
с целью скорейшего позитивного решения их участи.

В начало

Назад

30 сентября – 1 октября 2010 года в г. Старая Русса прошла II Всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы». Ольга Синицына, один из организаторов конференции, сообщила, что представителей Пятигорска и в целом Ставропольского края на конференции не было (возможно, под проезд на это мероприятие не были заложены средства в бюджетах города и края. В любом случае это печально, так как на конференции была возможность рассказать о Пятигорске, прорекламировать наш город, пригласить посетить его). На ней также участникам был роздан упоминаемый совместный приказ Минкульта и Минрегионразвития. Также она написала, что скорее всего III конференция состоится в г. Псков в конце сентября 2011 года. Хотелось бы, чтобы представители Пятигорска, городов КМВ, Ставропольского края нашли возможность посетить это мероприятие, ведь там можно обменяться опытом по сохранению исторического наследия, принять участие в выработке важных решений (кстати, само участие в конференции бесплатное).

Привожу часть резолюции II конференции:

1. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию законодательного обеспечения сохранения и развития исторических поселений в части:

-  уточнения механизма выделения исторической территории  в историческом поселении в его современных границах;
- определения критериев отнесения к историческому поселению;
- разработки порядка формирования  Перечня исторических поселений, внесения изменений и дополнений в него».

2. Принять за основу выработанные на заседании секции достопримечательных мест и градостроительства Экспертного совета по охране культурного наследия при Росохранкультуре следующие критерии  для определения правомочности отнесения поселения к историческим поселениям:

- целостность сохранившейся историко-культурной среды и исторической планировочной структуры, особенно, если они под угрозой исчезновения;
- нахождение в историческом поселении объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
- нахождение в поселении объектов, рекомендованных Российской Федерацией на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
- наличие в историческом поселении историко-культурных музеев-заповедников;
- наличие в поселении всех видов объектов культурного наследия – памятников, ансамблей, достопримечательных мест.

3. Для рассмотрения экспертами возможности включения того или иного исторического поселения в формируемый перечень исторических поселений направлять в адрес Министерства культуры Российской Федерации обращение от администрации субъекта Российской Федерации или поселения с приложением следующих материалов по каждому заявленному поселению:

- краткая историческая справка;
- исторические планы на конец 19-начало 20 вв.;
- схема историко-культурного опорного плана с совмещением исторической планировочной структуры с современной;
- перечень объектов культурного наследия, стоящих на государственной охране (федеральной, региональной и местной), и выявленных объектов культурного наследия;
- материалы исторической и современной фотофиксации объектов культурного наследия, панорам поселения и окружающего ландшафта;
- заключение государственного органа охраны памятников субъекта Российской Федерации;
- другие материалы, характеризующие историко-культурную значимость и ценность исторической части города, целостность его исторической среды.  

4. При определении даты основания исторического поселения руководствоваться только научными источниками и заключениями экспертизы.

5. Рекомендовать администрациям субъектов Российской Федерации провести работу с администрациями муниципальных образований по подготовке необходимых обосновывающих материалов, в первую очередь историко-культурных опорных планов, и направлению их в Минкультуры России и Минрегион России для формирования следующего перечня исторических поселений.

6. Рекомендовать администрациям муниципальных образований в субъектах Российской Федерации предпринять меры по введению в штат администраций исторических городов должности архитектора-реставратора.

7. Рекомендовать органам законодательной власти субъектов Российской Федерации  разработать модельный пакет законов и подзаконных актов, утверждаемых на региональном и местном уровне, которые могут способствовать сохранению и развитию исторических поселений (на основе имеющегося российского и зарубежного опыта).

8. Обратить внимание органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на необходимость обеспечения деятельности по скорейшей разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия и соответствующей корректировке ранее разработанной документации территориального планирования.

9. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации  и Правительству Российской Федерации внести положение в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, обязывающее при разработке генерального плана муниципального образования при наличии на его территории объектов культурного наследия в обязательном порядке в составе генерального плана разрабатывать проекты зон охраны объектов культурного наследия.

10. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации разработать программу и, начиная с 2012 года, предусмотреть финансирование за счет средств федерального бюджета разработки документации, необходимой для определения и установления границ территорий исторических поселений, учитываемых при разработке и корректировке документации территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом.

11. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой принять федеральный закон по исключению из налогооблагаемой базы физических и юридических лиц средств, направляемых на целевые благотворительные взносы, связанные с охраной и реставрацией движимых и недвижимых объектов культурного наследия.

12. Отметить необходимость снять противоречия (в том числе терминологические), содержащиеся в Федеральном законе №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, Федеральном законе от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При необходимости  создать рабочую группу из представителей Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, профессиональных общественных и некоммерческих организаций для разработки необходимых поправок в законодательные акты.

13. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и прокуратурами субъектов Российской Федерации совершенствовать правоприменительную практику в отношении правонарушений в области сохранения объектов культурного наследия.

14. Рекомендовать администрациям субъектов Российской Федерации, городских и сельских муниципальных образований для развития туризма в исторических поселениях  провести маркетинговые исследования территорий с выявлением «якорных» (брэндовых) объектов культурного наследия, краеведов-собирателей, исторических имён, традиций, промыслов, формирующих «точки роста» территорий.

Хотелось бы также привести слова Е.М.Маркова, президента Союза малых городов РФ из его доклада "Возрождение малых исторических городов – путь к возрождению России":

"Имеющийся опыт показывает, что присвоение городу статуса исторического явилось исключительно эффективным стимулом его развития. И не только потому, что раньше оно сопровождалось существенной финансовой поддержкой. Придание такого статуса даже в нынешних условиях, когда такой поддержки со стороны федерального бюджета не будет, – это прежде всего, как указывают главы наших исторических городов, утверждение морально-духовной опоры развития города. Статус исторического города является предметом гордости его жителей, а исключение его из числа исторических оказывается для них моральной травмой. Именно этот статус дает городам возможность символического позиционирования своей территории, формирования местного, в масштабах своей малой родины, патриотизма. Он наиболее полно отвечает целям и задачам сохранения ценностей культуры страны.

Но одновременно этот статус оказывается важным фактором повышения инвестиционной привлекательности городов. В них создаются и активно работают в целях сохранения и возрождения своего историко-культурного наследия многие как общественные организации, так и малые коммерческие предприятия, с помощью которых реализуются различные социально-культурные проекты. Опора на историческое наследие существенно расширяет возможности местных властей в их усилиях по развитию своих городов".

А также слова Ядрышникова Владимира Алексеевича,
Старшего научного сотрудника ФГУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» (г. Великий Новгород) из доклада "Архитектура Старой Руссы: из средневековья в XXI век":

"В последние годы во всех городах появилась и нарастает новая опасность: строительство богатых особняков в старых, исторических районах. Эти здания, как правило, не вписаны в сложившуюся систему, не подчинены ей, но, наоборот, претендуют на доминирование; между тем их архитектура эклектична, безыдейна, случайна, сиюминутна, как современная реклама".

И далее:

"Рекомендации общего характера. Во многих городах проблемой стали разросшиеся перед домами деревья, скрывающие архитектуру фасадов, затрудняющие фотосъемку. Необходимо контролировать зеленые насаждения. Нужен также жесткий контроль за применением модных материалов (в первую очередь виниловой вагонки) и евротехнологии при ремонтах, а также установкой рекламы на исторических домах.

Все предложенные мероприятия требуют немалых вложений, и я уже предвижу жалобы на нехватку денег. Но при доброй воле и грамотно разработанной программе действий возникающие препятствия будут преодолены. Например, средства, потраченные на серию недавних реставраций, можно было бы употребить более разумно".

И слова из доклада Пежемского Дениса Валерьевича, директора АНО «Новгородский научно-просветительский центр НАСЛЕДИЕ» и Курбановой Марии Примовны, заместителя директора АНО «Новгородский научно-просветительский центр НАСЛЕДИЕ» (г. Великий Новгород) из доклада "Малые исторические города России: рецепт самосохранения":

"Культурное наследие исторических городов России - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Потери любой части историко-культурного наследия (далее - ИКН) неизбежно отражаются на всех областях жизни как нынешнего, так и грядущих поколений, приводят к духовному их оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых элементов ИКН. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации".

И ниже:

"В силу того, что общественность имеет право как прямого, так и опосредованного доступа к объектам ИКН, производству и распространению информации о них, именно общественность должна быть наиболее активным образом вовлечена в процесс сохранения ИКН. А это означает, что речь идет не просто о сохранении ИКН, а о самосохранении общественности в рамках конкретного малого исторического города, представляющего собой хрупкую историческую среду и жизненное пространство, организованное многими поколениями предков ныне живущих граждан".

И слова из доклада "Опыт изучения и охраны историко-культурного наследия малых исторических городов Нижегородской области" Лисицына Александра Владиславовна, доцента ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород):

"Третью модель - относительно благополучную ситуацию в сфере сохранения наследия - демонстрирует Городец, древнейший город Нижегородского края, который в настоящее время быстро развивается как центр туризма, народных промыслов и ремесел. Социальный феномен Городца заключается в том, что его жители и городские власти осознают уникальность своего города и прикладывают усилия к изучению, сохранению и популяризации его историко-культурного наследия".

И ниже:

"Опыт последних лет показывает, что лишь объединенными усилиями структур власти, научно-исследовательских и проектно-реставрационных организаций, учреждений культуры и частных инвесторов возможно сохранить историко-культурное наследие и архитектурно-градостроительное своеобразие малых исторических городов".

И слова Андрюкиной Людмилы Алекеевны, начальника отдела сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия комитета по культуре и туризму Рязанской области из доклада "Историко-культурное наследие Рязанской области в социально-экономическом развитии региона": 

"В последнее десятилетие сохранение историко-культурного наследия и его эффективного использования становится отправной точкой активизации многих хозяйственно-экономических преобразований, реальным фактором влияния на социально-экономическое развитие региона.

Проводимая работа стимулировала строительство и ремонт дорог, зданий и сооружений социально-культурной сферы, реставрацию объектов культурного наследия, развитие современной инфраструктуры, появление новых частных гостиниц, подготовку специалистов в Рязанской областном колледже культуры специалистов для туристской сферы, увеличение потока туристов и посетителей областных и муниципальных музеев.

Однако, несмотря на некоторые успехи, достигнутые в деле использования объектов культурного наследия для развития территории, значительная часть муниципальных образований не может добиться результатов. Комитет по культуре и туризму считает, что действенным механизмом достижения результатов в использовании памятников истории и культуры для развития территории может служить механизм государственно-частного партнерства. Мы приступили к разработке инвестиционных предложений. В ближайшее время комитет по культуре и туризму совместно с муниципальными образованиями предложит инвестиционные проекты на усадьбу участника Отечественной войны 1812 года П. Кикина в Ряжском районе, усадьбу известного российского картофелевода-селекционера Н. Никитинского в Рыбновском районе.

Через использование объектов культурного наследия в целях развития муниципального образования комитет по культуре и туризму практически инициирует работу по маркетингу территории, когда каждому муниципальному образованию необходимо определить свой, только ему присущий облик, привлекательный для населения, партнеров, инвесторов".

(http://www.rosrest.com/sites/default/files/Sbornik_dokladov.pdf)

_________________________________________________________________________________________________________

Также смотрите сайты, посвященные зданию на территории бывшего туристического пионер-лагеря "Ровесник" (бывший Дом лесничества), Верхнему корпусу Пушкинских Ванн, зданию бывшего корпуса санатория им. Лермонтова - так называемой "Даче Эльзы" и зданиям на бульваре Гагарина в Пятигорске.

декабрь 2010 Пятигорск Валерий Таракугин
vspomnit5g@ya.ru

 

Hosted by uCoz