"Забытый Пятигорск"* * - под "Забытым Пятигорском" здесь имеются в виду "старые или современные неухоженные здания, заброшенные здания, долгострой" Назначение данного проекта - привлечение внимания к зданиям Пятигорска, нуждающимся в ремонте, с целью скорейшего позитивного решения их участи Старейшие улицы нужно сохранитьВ статье "Удивлять и оздоравливать" в "Пятигорской правде" от 20 ноября 2008 года говорится о грядущем (на тот момент) принятии генерального плана до 2030 года. В ней рассказывается о встрече Сергея Чайко (начальника управления архитектуры) с экскурсоводами и краеведами КМВ, на которой тот поведал об основных направлениях развития города в перспективе. Привожу выдержку из статьи: "И, наконец, самым главным направлением генплана станут перемены в центральной исторической части города, к которой относятся ул. Гоголя, Дзержинского, Теплосерная, пр. Кирова и т.д. К 2030 году жители из ветхого и аварийного жилищного фонда будут переселены в новые дома. На этом месте появятся суперсовременные гостиницы и восстребованные туристами объекты, которые внешне сохранят старую исторически сложившуюся архитектуру. Беспокойство краеведов по поводу того, как бы не утерять лицо города, было развеяно утверждением, что новые здания будут нести на себе печать истории". Эта выдержка потрясает, я просто онемел. Неужели это осталось прописано в генплане?! Хорошо, что генплан не догма, и его можно пересматривать и видоизменять. Ведь перечисленные улицы - это центр исторического города, это действительно то, что отличает наш город от всех остальных городов! Ул. Гоголя - музей под открытым небом! Дзержинского - как много на ней исторического колорита! Теплосерная - старейшая улица города! Много старинных зданий хранит пр. Кирова! (Кстати, на проспекте расположено около 30 памятников истории и культуры!). Мы должны лелеять все эти улицы, а не думать о том, как их перестроить. Ведь суперсовременные гостиницы можно построить, например, на месте старых барачных зданий по Калинина или снеся другие, неинтересные однотипные серые трех-пятиэтажные здания советского периода или где-нибудь в Новопятигорске или на Скачках. Да, людей на самом деле нужно переселять из ветхого жилья, но затем нужно реставрировать эти старинные улицы, встраивать их в курортно-туристическую инфраструктуру (в них можно делать музеи, выставки, турфирмы). Да, нужны деньги. Так именно на этом и нужно концентрироваться. При строительстве новых крупных объектов, часть инвестиций можно в качестве обременения перенаправлять на реставрацию таких объектов. Можно сделать своего рода "исторический налог" на новые строения. Мы видим, как возникают новые конструкции (часто с долгоиграющей затем вывеской "помещения сдается") - пусть их будет меньше, но те, которые станут появляться будут частично оплачивать реставрацию. Можно направить силы на поиск инвесторов для старинных зданий. Никто не сможет внешне сохранить старую архитектуру. Сейчас используются другие материалы - пластик вместо дерева, ПВХ вместо камня. Применяются иные строительные методы. Это раньше строили дома несколько лет, сейчас их часто просто штампуют. Нет того внимания к деталям, нет того мастерства. Наверное, все здания, которые появились в последнее время в Пятигорске с претензией на "исторический стиль" (которые "внешне сохранят старую исторически сложившуюся архитектуру"), заметно уступают по виду настоящим старинным зданиям - посмотрите на пропорции, на фактуру, на окна, на детализацию, на декоратиные элементы. Все как игрушечное, ненастоящее, понарошку, слеплено-налеплено. Да и невозможно заменить исторические здания. Вместо него может появиться только муляж, "подделка". Да, понятно, когда здания уже нет и его бережно, кропотливо восстанавливают по чертежам, старым фотографиям, рисункам, ведь это единственный выход. Это скорее исключение. Но если здания есть, сносить их и заменять новоделами в историческом городе должно быть последним, что прийдет в голову. И как быстро было развеяно сомнение краеведов! "Новые здания будут нести на себе печать истории!" А кому нужна "печать истории"? Важна сама история в материальном ее вопрощении. Старые здания - свидетельство нашего прошлого. Надо относиться к ним очень бережно. К слову, подлинность: определяющий фактор ценности объекта культурного наследия. Понимание значения подлинности играет фундаментальную роль во всех научных исследованиях по проблемам культурного наследия и определяется четырьмя основными параметрами: подлинность «материала» («субстанции»), подлинность «мастерства» исполнения, подлинность первоначального «замысла» (то есть подлинность «формы») и подлинность «окружения». Старая фоновая застройка, состоящая из домов без статуса памятника истории и культуры, как раз и является этим необходимым подлинным окружением для объектов культурного наследия, которые есть на этих улицах (например, бывшая гостиница "Эрмитаж" на Гоголя, бывшая городаская Дума на Кирова, Радоновые ванны на Теплосерной, особняки XIX века на Дзержинского - это лишь единичные примеры!). Есть, конечно, дореволюционные здания, не особо интересные архитектурой или без истории. Но такие целые массивы как упоминаемые улицы нужно объявить заповедной зоной. Они сохранились почти в первозданном виде, это первые улицы города. Они дают представление о старом городе. Проспект Кирова заложили еще братья Бернардацци. Кроме того, эти улицы можно и вовсе признать историческим градостроительным ансамблем, а тогда согласно ФЗ-73, как объекты культурного наследия ("четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения", "произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары)" - см. ст. 3), они подпадут под строгие требованиях по их сохранению. Для этого нужно обратиться с соответствующей рекомендацией в Минкуль края. Наверное, если бы это было сделано ранее, пр. Кирова не был бы внутри - архитектурная нелепость - затроен кафе и магазинами, причем застройка проспекта продолжается. Посмотрите на Эолову Арфу и новые газетные киоски, стилизованные под нее - на них "печать истории". Они симпатичные, но как-то сама Эолова Арфа мне больше нравится. То, что утрачено, можно воссоздавать в историческом стиле, насколько возможно ближе к оригиналу, но то, что имеем - нужно беречь и сохранять. Никто не сносит пирамиды Хеопса и не строит на их месте бетонные, более современные, из новых материалов. Кому они будут нужны? Никто не выкидывает "Мону Лизу" и не вешает на ее место репродукцию. P.S. Выдержка из статьи "ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НОВОДЕЛ?": "Новоделы стали приходить на место подлинников, уничтоженных накануне, уничтоженных своими руками. Попытки оправдать эту практику опытами "покаянных" воссозданий звучат цинично. Ибо грех отцов и дедов, искупаемый в тех опытах, теперь совершается вновь сыновьями и внуками. И этот новый грех тем тяжелее, что движется отнюдь не идейными мотивами, а скорее экономическими - желанием не тратиться на реставрацию или задешево отрыть подземную стоянку". http://nauka.izvestia.ru/architecture/article90133 Другая примечательная цитата: Ректор МАРХИ, академик Дмитрий Швидковский призвал не отделять понятие "памятник архитектуры" от остальной так называемой "средовой застройки", являющейся тканью исторического города как такового и поэтому представляющей безусловную историко-культурную ценность. "Сохраняя отдельно взятый объект, вырывая его из контекста, несомненно, нарушается цельность и образная сущность застройки старого города. Только сохраняя городскую среду как самостоятельную субстанцию, можно сохранить колорит, аутентичность и градостроительную ткань старого города", - отметил Швидковский. http://www.irn.ru/news/47004.html
_________________________________________________________________________________________________________ Также смотрите сайты, посвященные зданию на территории бывшего туристического пионер-лагеря "Ровесник" (бывший Дом лесничества), |